Как взыскать алименты на ребенка?

Алименты — это средства, направляемые на содержание детей. Как правило, их взыскивают с того родителя, который проживает отдельно от детей. Но алименты могут быть взысканы и в период брака родителей, и во время совместного проживания родителей со своими детьми. Закон позволяет это делать.

Размер алиментов установлен статьей 81 Семейного кодекса РФ

• на содержание одного ребенка родитель обязан выплачивать 1/4 от всех своих доходов,

• на двоих детей выплачивается 1/3 часть доходов

• на троих и более детей — 1/2 часть доходов плательщика.

Для взыскания алиментов в долях к заработку получатель алиментов подаёт в мировой суд по месту своего жительства или по месту жительства плательщика заявление о выдаче судебного приказа. В течение 5 дней мировой судья выносит судебный приказ, который плательщик вправе получить на руки и самостоятельно отвезти или по месту работы или получения дохода плательщика, или в службу судебных приставов.

Эта процедура достаточно проста, но имеет один существенный недостаток — после того, как плательщик алиментов получит судебный приказ, он имеет право в течение десяти дней подать в суд возражения относительно исполнения судебного приказа.

И в этом случае судья обязан вынести определение об отмене приказа. Никаких оснований для этого не требуется, к сожалению. Достаточно только получения от плательщика возражений в установленный срок.

После отмены судебного приказа получатель алиментов имеет право вновь обратиться в суд — теперь уже в районный с иском о взыскании алиментов. Подсудность определяется по выбору истца,то есть получателя алиментов.

Иск о взыскании алиментов можно подать как по месту жительства истца, так и по месту жительства ответчика.

Государственная пошлина при подаче искового заявления о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей не платится.

С каких доходов плательщика должны быть выплачены алименты?

Перечень таких доходов установлен Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 N 841 «О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей»

• С заработной платы, полученной по всем местам работы плательщика

• С премий, вознаграждений, гонораров, надбавок и доплат, отпускных выплат

• С пособия по безработице

• С вознаграждений, полученных по гражданско-правовым договорам (когда плательщик работает не по трудовому, а иному виду договора)

• С пенсий (за исключением пенсии по утере кормильца)

• Со стипендий

• С выплат, полученных в связи с увольнением в случае сокращения штата или ликвидации предприятия

• С доходов от предпринимательской деятельности, которые рассчитываются после вычета расходов

• С доходов по акциям, дивидендам, выплат по паям,

• С доходов от сдачи имущества в аренду.

• С денежного довольствия военнослужащих и служащих органов внутренних дел

Часто возникают вопросы, как взыскиваются алименты, если плательщик осуждён и находится в местах лишения свободы.

Алименты взыскиваются с их заработка в размере все тех же долей, которые установлены статьей 81 Семейного кодекса.

И наиболее частый вопрос — как получить алименты с безработного плательщика

Здесь надо понимать разницу.

Если плательщик честно ищет работу, состоит на учёте в центре занятости и получает пособие по безработице, то с этого пособия будут взысканы алименты.

А если он не работает, или работает без официального трудоустройства, получает «серый» доход, который не отображается в бухгалтерских документах, и отчёт о котором не поступает в налоговые органы, получить алименты значительно труднее.

К сожалению, реальность такова, что в этой ситуации получателю алиментов, то есть чаще всего — матери, приходится самой совершать множество действий, чтобы получить алименты с нерадивого плательщика.

Если у плательщика алиментов нестабильный, меняющийся заработок или иной доход, либо доход иностранной валюте (это как раз наименее проблемный вариант), либо доход отсутствует, то с него можно взыскать алименты в твердой денежной сумме согласно статье 83 Семейного кодекса РФ.

Взыскиваются алименты в твердой денежной сумме в судебном порядке, причем взыскание возможно только при рассмотрении дела в порядке искового производства.

Это означает, что получить судебный приказ о взыскании алиментов в твердой денежной сумме невозможно. Размер алиментов в фиксированном размере устанавливается судом путем рассмотрения различных обстоятельств, имеющих место как на стороне получателя алиментов, так и на стороне плательщика.

В каком размере можно требовать взыскания алиментов в твердой денежной сумме? Размер этой суммы придется обосновать в суде.

Для этого рекомендуем получателям алиментов к суду подготовиться и собрать максимально возможные подтверждения трат на содержание ребенка. Затраты должны быть обоснованы. Это означает, что покупка дорогих игрушек или посещение ресторанов вряд ли будет учтен судом при определении размера твердой денежной суммы. Чаще всего судом выносится решение о взыскании алиментов в твердой денежной сумме в размере прожиточного минимума на каждого ребенка, установленного в регионе, где ребенок проживает. Однако существует практика, когда судом взыскивается только половина прожиточного минимума на каждого ребенка — с учётом того, что оба родителя обязаны содержать своих детей.

Однако есть обстоятельство, на которые мама вправе ссылаться в суде, определяя размер алиментов, которые просит взыскать с отца ребенка.

Статья 83 Семейного кодекса РФ устанавливает, что размер твердой денежной суммы определяется судом исходя из максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения.

Это значит, что, если родитель ребенка обеспечивал ему высокий уровень жизни, то и размер взысканных с него алиментов должен быть максимально приближен к этому уровню достатка.

Поэтому задачей мамы на суде будет доказать с помощью чеков и оплаченных счетов, в какую сумму обходилось содержание ребенка в прежний период: во время жизни с отцом, или в период, когда отец добровольно выплачивал средства на содержание ребенка.

Однако в силу все той же статьи 83 Семейного кодекса суд выносит решение с учётом материального и семейного положения сторон. Поэтому и снижение твердой денежной суммы при вынесении судом решения также весьма вероятно.

Чтобы получить в судебном порядке алименты в достойном размере, необходимо проделать большую работу в суде, доказывая и размер затрат на содержание ребенка, и истинный размер доходов плательщика алиментов.

Нашими юристами накоплен большой опыт работы по разрешению семейных споров, в том числе по взысканию алиментов.

Адвокат Про